Идем дальше. То что они возможно нарушают законы в части отсутствия оценки СВК - это только минус им, качество аудита снижается,
На уровне предварительной оценки рисков средств контроля и согласования цены аудита можно давить на то, что СВА сильна, они обязаны ее оценить, если они это подтверждают, снижайте цену аудита, не подтверждают (а она действительно сильна по предыдущим подтверждениям) - извините но нам такие аудиторы не нужны которые не могут оценить СВК должным образом и обеспечить должное качество аудита при выделенном объеме средств, найдутся другие, которые и аудит выполнят и СВК предварительно оценят.
При проведении тендера на выбор аудитора, несмотря на регламентированность критериев, можно выставить дополнительный критерий -оценка СВК на основании тех же стандартов, думаю с озвученным требованием стандартов спорить они не будут.
В принципе закон никто не нарушает. Если в стандарте прямо не прописано, что он носит обязательный характер, то он носит рекомендательный. 8 стандарт носит рекомендаельный характер. Исключение составляютт кредитные учреждения, но насколько знаю там аудиторы активно тестируют СВК.
В принципе ставить ориентиры и делать однозначные выводы на основе анализа СВК внешним аудитом так же нельзя. У внешнего и внутреннего, по моему глубокому убеждению различные цели и задачи.
То что они возможно нарушают законы в части отсутствия оценки СВК - это только минус им, качество аудита снижается, На уровне предварительной оценки рисков средств контроля и согласования цены аудита можно давить на то, что СВА сильна, они обязаны ее оценить, если они это подтверждают, снижайте цену аудита, не подтверждают (а она действительно сильна по предыдущим подтверждениям) - извините но нам такие аудиторы не нужны которые не могут оценить СВК должным образом и обеспечить должное качество аудита при выделенном объеме средств, найдутся другие, которые и аудит выполнят и СВК предварительно оценят.
При проведении тендера на выбор аудитора, несмотря на регламентированность критериев, можно выставить дополнительный критерий -оценка СВК на основании тех же стандартов, думаю с озвученным требованием стандартов спорить они не будут.
Коллеги, я в общем то не заострял бы внимание на ценовых параметрах работы аудита, ибо говорить, что вы сделайте то, это... и еще вот это в рамках выделенного бюджета, не всегда корректно.
На практике ведь аудиторов не меняют как перчатки. Для большой компании смена Аудитора - серьезный шаг и на него идут в случае серьезной обоснованности и мотивирования вопроса.
Сложно Аудитору сказать, что вот Ты у меня работал 5 лет, а оказывается не делал того то и того то. А сейчас будешь делать, если не хочешь разрыва договорных отношений. Несмотря на то, что рынок высококонурентый, позитивные отношения выстроить также не очень легко и необходимо брать эти риски к учету раньше, чем они сыграют против тебя.
Возвращаясь к теме вопроса, полагаю, что мы в обсуждении уходим к общей ситуации по оценке систем внутреннего контроля (СВК), а ведь мой вопрос был частным и касался детально работы Внутреннего Аудита, который как раз и тестирует эти системы внутреннего контроля. Конечно, можно сказать, что если СВК хороша, то это заслуга ВА (и ВА работает отменно), но это не всегда так....
В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
См. Постановление правительства РФ от 25.08.2006 г. №523 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской федерации от 23 сентября 2002 г. №696"
Введено Правило (стандарт) №29 "Рассмотрение работы внутреннего аудитора", присутствует пункт "Оценка эффективности внутреннего аудита"
Думаю какими стандартами нас будут оценивать, таких надо и нам придерживаться?
Да, совсем свеженькие изменения. Огромное спасибо.
Интересно как будет выполняться Правило №29 на практике? По сути это достаточно сложная работа определить эффективность деятельности схожей с Аудитом функции. Кроме того, несмотря на декларации взаимодействия Внутреннего и Внешнего Аудитов, реальные ситуации показывают определенную закрытость коммуникационных каналов по причине их потенциальной конфиденциальности....
В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
Действительно, очень интересные и, по всей видимости, значимые (для развития профессии внутреннего аудита) изменения.
Спасибо, Андрей, за информацию!
Особенно понравилось, как определены функции ВА (п. 5):
В подпункте (а) все окей - "мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля", а вот подпункты (б)-(г), напомнили мне определение "Внутреннего контроля" из COSO IC - IF, а точнее категории бизнес-целей, в разрезе которых рассматривается контроль:
- операционная эффективность и результативность, - отчетность и - соответствие законодательству.
Поскольку это определение до COSO созрело в стандартах AICPA, понятно, почему оно нашло отражение в российских стандартах.
Good!
Вообще, много терминов знакомых использовано, например: "должная профессиональная добросовестность" - due professional care. Уж не Совет ли наш руку приложил?
Коллеги, Может быть моя точка зрения спорна, но за последний год мне невольно удалось пообщаться с представителями большинства компаний-лидеров в аудите (чтобы не бросать оффенсы я не пишу конкретику). Но, у меня, к сожалению, сложилось впечатление, что уровень знаний и ПОНИМАНИЯ сущности функции ВА, ее задач, мягко говоря, недостаточен для того, чтобы проводить требуемые внешние оценки. "Заточенные" под аудит финансовой отчетности люди, не имеющие опыта работы в бизнесе и реальном секторе, а равно как и во внутреннем аудите, вряд ли смогут дать достоверную оценку эффективности функции мониторинга системы ВК, коей и является ВА, поскольку даже с выдачей заключения о состоянии системы ВК возникают сложности. Очень надеюсь, что компании-внешние аудиторы подготовят специалистов с соответствующими знаниями, опытом, квалификацией, чтобы оценить эффективность службы внутреннего аудита на клиенте, и мы получим возможность активно пользоваться такими услугами и получать от них пользу для бизнеса. Пока я отношусь к этому со здравым скепсисом. Вероятно, я что-то упустила, но почему суть внешней оценки внутреннего аудита должна сводится к использованию внешнего аудитора? Может быть есть другие ресурсы для этого? Ведь заключение о состоянии системы внутреннего контроля и оценка эффективности ВА это две большие разницы, хотя, спору нет, эффективность системы ВК сильно зависит от эффективности работы ВА.
Супер документ выпустило Правительство РФ!!! Впервые в РФ дано официального определение внутреннего аудита. Если учесть, что согласно рекомендациям по применению МеждСтандАудита обучение внешних аудиторов включает раздел о внутреннем аудите, а организация АССА заключило соглашение с ИВА о признании МПСВА, то можно праздновать серьезное продвижение нашей профессии и в СНГ!!!
Жаль, это дефакто произошло практически без участия нашей местной организации
I hope, it helps! Может знать народ будет, кто такой внутренний аудит 8-) Жаль, конечно, что поучаствовать не удалось. Но новый стандарт о внутреннем аудите в России - это уже законодательное закрепление права на жизнь. А это здорово.